Как обжаловать действия заказчика по 44-фз и 223-фз

Содержание:

Сроки подачи жалобы в ФАС

Сроки по 44-ФЗ

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, допускается в любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Важный момент: По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Сроки по 223-ФЗ

Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.4 ст.18.1 135-ФЗ).

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается в течение 3-х месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.5 ст.18.1 135-ФЗ).

Реестр жалоб по Закону № 44

Федеральным законом № 44 предусмотрена необходимость включать в реестр жалоб следующую информацию: о подаваемых в контролирующие органы жалобах и принятых по итогам их рассмотрения решениях, о внеплановых и плановых проверках и принятых по их итогам решениях, а также о выданных предписаниях.

Размещаться реестр жалоб будет в ЕИС. Порядок ведения реестра, который включает, в частности, список размещаемой информации и сроки её размещения, будет утверждаться Правительством России.

Контрольный орган в области закупок в течение 2 дней (рабочих) с той даты, когда поступила жалоба, обязан разместить в информационной системе информацию, касающуюся поступления жалобы, а также её содержание, а затем направить заинтересованным лицам соответствующие уведомления. Информацию о решении, которое было вынесено в отношении жалобы, необходимо в течение 3 дней направить заинтересованным лицам и разместить на ЕИС в реестре жалоб.

Абонемент Школы электронных торгов – это доступ к вебинарам по торгам: по Законам № 44 и № 223 здесь все виды закупок, а также рекомендации экспертов-практиков.

Теги: жалоба в ФАС,

Количество просмотров: 1214

Рейтинг: 0/5 — 0 голосов

16 мая 2016

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Обжалование решения ФАС по жалобе в рамках 44-ФЗ возможно в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке. В других статьях более подробно разберем данный вопрос.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже

На что можно пожаловаться в ФАС?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области конкуренции на товарных и финансовых рынках, в области рекламы, деятельности естественных монополий. Также сферами контроля ФАС являются закупка товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (Закон 44-ФЗ), выполнение государственного оборонного заказа, регулирование тарифов. Сообщать в ведомство о нарушении закона могут как организации, так и обычные граждане.

Направлять в антимонопольную службу можно такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба:

  • в предложении могут содержаться пожелания по совершенствованию деятельности учреждения и антимонопольного законодательства;
  • в заявлении гражданин имеет возможность сообщить о нарушении законодательства, недостатках в работе службы;
  • в жалобе излагается просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и интересов.

Пожаловаться на нарушение своих прав гражданин может в таких сферах, как антимонопольное законодательство, рекламная, градостроительная деятельность. Организации вправе подать жалобы на нарушение закона о закупках товаров и услуг, закона о контрактной системе, на ограничение конкуренции.

Одним из видов нарушения антимонопольного законодательства является отказ страховой компании оформить полис ОСАГО без заключения дополнительных договоров страхования, например, страхования жизни.

Нарушением законодательства в сфере рекламы является распространение рекламы по каналам связи, в том числе и телефонной, без согласия абонента на ее получение. Это означает, что гражданин вправе жаловаться в антимонопольную службу на незаконные рекламные SMS-рассылки.

До окончания срока подписания контракта победителя нельзя считать уклонистом

Определение ВС РФ от 18 апреля 2019 года по делу № А75-1934/2018

Поставщик победил в аукционе, подписал со своей стороны контракт и в качестве обеспечения его исполнения направил заказчику банковскую гарантию. Однако в ней фигурировала неверная сумма. Заметив ошибку, поставщик написал заказчику письмо о том, что готов предоставить обеспечение в требуемом размере. Но заказчик к тому времени уже посчитал, что победитель уклоняется, и передал информацию о нем в ФАС. В итоге Антимонопольная служба включила его в Реестр недобросовестных поставщиков. По этому поводу участник обратился в суд.

Судьи поддержали победителя аукциона. Они посчитали сроки и пришли к выводу, что на подписание контракта у него было в запасе еще два дня. То есть его признали уклонившимся до того, как истек срок, отведенный на подписание контракта на ЭТП. По мнению арбитров, это неправомерно. Заказчик не должен был отказываться от подписания контракта до окончания срока.

Также суды напомнили, что антимонопольному органу следует причислять к числу недобросовестных тех поставщиков, кто не имеет намерения заключать контракт или вносить обеспечение. В данном же случае победитель аукциона, несмотря на свою ошибку, предпринял все меры, чтобы контракт был заключен.

Что изменилось в закупках по 44-ФЗ?

С 1 мая 2021 года часть заказчиков обязана получать электронное актирование 

Согласно тексту Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667 заказчики федерального уровня и подведомственных учреждений обязаны включать в контракт новое условие — возможность подписания электронного вида документа о приёмке в ЕИС. Список ведомств включает в себя такие организации как, например, МВД РФ, Управление делами президента, ФСИН и т.д.

С 14 мая федеральные заказчики обязаны производить оплату за 10 дней 

Данное правило вводится нормами Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667. Однако, имеется исключение – контракты, которые заключены с целью обеспечения безопасности государства и обороны страны.

Кроме того, текст Постановления утверждает новый срок оплаты по контрактам, исполняемым в декабре 2021 года:

  • ​В случае, если срок исполнения контракта с 1 по 20 число включительно, то заказчик обязан произвести оплату не позже, чем за 1 рабочий день до конца года. При этом допускается использование денежных лимитов на текущий год, а при оплате в следующем году – новые лимиты.
  • В случае, когда срок исполнения контракта приходится на период с 21-го по 31-е число последнего месяца года включительно, то оплату производят в следующем году в пределах лимитов на следующий год.

С 11 июня уменьшилось число банков, в которых участникам закупок можно открыть спецсчета 

Согласно тексту Распоряжения Правительства № 1591-р от 11.06.2021 и № 1707 от 24.07.2021 из перечня финансовых организаций были исключены филиалы Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, а также филиалы Хоум Кредит Банка. Данное исключение снизило количество банков до 24.

С 1 июля упраздняется требование к поставщикам указывать в заявке ИНН своих учредителей

Обновления положений закона № 539-ФЗ относятся к участникам электронных открытых конкурсов, аукционов и запросов предложений, в бумажных запросах котировок.

С 1 июля изменяются правила включения в РНП 

Начиная со второго полугодия 2021 года в Реестр будут внесены исключительно те участники-юридические лица, которые самостоятельно или с аффилированными лицами владеют более, чем четвертью акций.

Сведения об участнике закупки, а также об исполнителе по контракту, должны быть исключены из РНП по прошествии двух лет с даты включения данных сведений в реестр.

С 5 июля 2021 года подать жалобу в ФАС можно через ЕИС 

Подать жалобу можно как на заказчика, так и на его комиссию или же на уполномоченный орган. Для подачи жалобы необходимо быть участником электронной закупки, зарегистрированным в системе.

При этом следует учитывать, что:

  • Заполнение формы жалобы производится автоматически, достаточно указать только идентификационный код закупки;
  • Правильность заполнения и соблюдение сроков также носят автоматический характер;
  • Все поданные жалобы и принятые по ним решения автоматически вносятся системой в Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок.

Произошли изменения правил осуществления закупок конкретных товаров или услуг

Согласно новым правилам, запрещается в одном контракте или лоте объединять медицинские изделия разных видов в соответствии с номенклатурной классификацией из Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 № 620.

Была введена предельная НМЦ, в случае её превышения, закупка медицинских изделий одним лотом невозможна. Отмечается, что размер предельно допустимой цены напрямую зависит от прошлогодней суммы закупок этого лекарства:

  • Если потратили менее 50 млн рублей, НМЦ = 600 000 руб.
  • От 50 до 100 млн рублей, НМЦ = 1 млн руб.
  • Более 100 млн — 1,5 млн руб.

В каких случаях могут отказать в рассмотрении жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Обращение не рассматривается, если:

  • в нем не выполняются установленные законом требования;
  • под документами нет подписи либо стоит подпись лица, чьи полномочия не были подтверждены;
  • истекло время, отведенное на подачу обращения;
  • ФАС либо суд уже принял решение по указанным действиям.

На решение о возврате жалобы антимонопольной службе дается два рабочих дня после поступления бумаги. ФАС сообщает заявителю в письменной форме о своем решении в день его принятия. Также обязательно указываются причины для данного действия. Решение ФАС можно обжаловать в суде.

Заявитель имеет право отозвать жалобу до принятия решения ФАС, но тогда он лишается возможности повторно подать обращение по поводу тех же действий. В течение двух рабочих дней после отзыва ФАС уведомляет всех заинтересованных лиц и размещает соответствующую информацию в ЕИС.

Порядок действий на допретензионном этапе

Перед подачей претензии нужно проверить, есть ли все доказательства ненадлежащего выполнения условий контракта. Зафиксировать правонарушение можно этими путями:

  • Составлением акта об обнаруженных недостатках.
  • Оформлением двухстороннего акта (в нем указываются нарушения при исполнении контракта).

Для составления акта нужно вызвать представителя поставщика. Сделать это можно тем методом, который прописан в контракте. Если же ничего в контракте об этом не сказано, можно воспользоваться тем методом, который позволит подтвердить направление заявки.

ВАЖНО! Если недостатки обнаружены при приемке итогов исполнения контракта, они подтверждаются заключением эксперта

Сроки подачи и рассмотрения жалобы

Если решение вопросов, которые содержатся в жалобе, не входят в компетенцию ФАС, то обращение перенаправят в соответствующее ведомство в срок до семи дней. Заявителя уведомят о факте и причинах переадресации.

Есть основания, по которым заявителю могут отказать в рассмотрении жалобы, а именно:

  1. В отправлении не указаны фамилия обратившегося лица и адрес для отправления ответа.
  2. Наличие в жалобе оскорблений и угроз в адрес должностного лица ФАС.
  3. Ответ невозможно подготовить без разглашения сведений, являющихся государственной тайной.
  4. На обращение уже давались письменные ответы.
  5. Текст набран заглавными буквами, или не разделен на предложения, или нечитаем.

При рассмотрении жалобы ведомство обязано:

  • своевременно и объективно изучить все обстоятельства нарушения прав гражданина;
  • запросить необходимые для рассмотрения материалы в других государственных органах;
  • принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя;
  • направить гражданину письменный ответ.

Обжаловать решение или бездействие ФАС можно в судебном или досудебном порядке. В арбитражный суд заявление подают в течение трех месяцев с момента получения ответа от ведомства. В досудебном порядке можно подать жалобу в ФАС на действия или бездействие территориального подразделения.

Сроки подачи и порядок рассмотрения жалоб

Для обращения в антимонопольный орган необходимо соблюдение сроков, указанных в ФЗ № 44 (ч. 3-6 ст. 105). Если они будут пропущены, единственный выход восстановить нарушенные права — подавать иск в суд.

Кто может пожаловаться Предмет обжалования Срок подачи обращения в контрольный орган
Тот, с кем заключается контракт Нарушения при заключении контракта До даты заключения контракта
Любой участник Положения документации по закупке (до последней даты приема заявок) До конечного срока подачи заявок
Любой участник Нарушения проведения электронной процедуры В любое время определения исполнителя или аккредитации на ЭТП, но не позже 5 дней после размещения в ЕИС протокола с итогами
Тот, кто успел подать заявку Положения документации по закупке (после конечной даты приема заявок) Не позже 5 дней после того, как был размещен протокол с итогами в ЕИС
Любой участник Извещение о том, что проводится запрос котировок До конца срока подачи заявок
Любой участник Нарушения, связанные с аккредитацией жалобщика на площадке 30 дней с момента нарушения

После того, как жалоба поступила в контрольный орган, он действует следующим образом (ст. 106 44-ФЗ):

  • размещает в ЕИС информацию о поступлении обращения и его содержании в течение 2 рабочих дней;
  • направляет всем заинтересованным уведомление о жалобе и о том, где и когда она будет рассмотрена;
  • рассматривает ситуацию по жалобе и возражению в течение 5 рабочих дней (точка отсчета — момент поступления обращения);
  • уведомляет всех заинтересованных о результатах рассмотрения.

Планирование по 44-ФЗ

Каждая государственная организация составляет планы и графики закупок: на основании Федерального Закона «О Бюджете» планы составляются на 3 года, графики формируются на 1 финансовый год.

При планировании в закупках по 44-ФЗ указываются данные:

  • идентификационный код;
  • цели и обоснования закупки;
  • сроки реализации закупки;
  • техническое задание.

План закупок по 44-ФЗ служит основанием для составления плана графика по 44-ФЗ. Данный документ содержит более расширенную информацию к приобретению товаров, услуг или работ бюджетной организацией, а именно:

  • наименование закупки, идентификационный номер и основные требования по 44-ФЗ к поставщикам;
  • способ закупки;
  • начальная максимальная цена контракта по 44-ФЗ;
  • дополнительные условия участия в тендере для тех или иных поставщиков, в случае их наличия;
  • сроки по 44-ФЗ объявления закупки;
  • банковское сопровождение договора;
  • критерии оценки закупки.

В каждом отдельном случае государственной закупки по 44-ФЗ информация может быть дополнена или расширена.

Между планами и планами-графиками существует ряд различий. Так, например, план график по 44-ФЗ можно менять в сроки до 10 рабочих дней до публикации заявки либо до отправления приглашения к участию в случае закрытого тендера.

План закупок по 44-ФЗ разрешается публиковать на любых площадках, начиная от ЕИС и заканчивая любыми печатными изданиями, за исключением тендеров, являющихся государственной тайной.

Планы-графики по 44-ФЗ публикуются исключительно на площадках ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, здесь необходимо обосновать начальную максимальную цену и способ определения подрядчика.

Причины для отклонения жалобы

Не любая жалоба, которая поступает в антимонопольный орган, рассматривается им по существу.

Он возвращает обращение без ответа, если:

  • его заполнение расходится с требованиями закона (в нем нет информации о заявителе, нарушителе, закупке или о самом основании для жалобы);
  • нет подписи;
  • нарушен срок, в который можно подать заявление;
  • по обжалуемому нарушению уже принято решение контрольного органа или суда;
  • заявитель есть в базе недобросовестных поставщиков (ч. 11 ст. 105).

Если же с обращением по итогу все в порядке, то оно рассматривается должностными лицами антимонопольной службы по существу и признается обоснованным или необоснованным. Также орган может выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Срок подачи и рассмотрения

В п. 3-6 ст. 105 44-ФЗ перечислены сроки для передачи жалобы. Жалоба в отношении положения закупочной документации передается до окончания сроков подачи заявки. Жалоба на действия или бездействия заказчика передается в течение 10 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, запросе котировок и предложений или размещения на электронной площадке протоколов определения результатов аукциона.

Жалоба на действия или бездействие заказчика при рассмотрении второй части заявки на участие в аукционе подается до срока подписания контракта.

Когда указанные сроки истекли, жалоба передается в суд.

Антимонопольный орган вправе вернуть жалобу из-за несоответствия требованиям, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ, или рассмотреть ее. В ЕИС должно быть опубликовано уведомление о принятом ФАС решении. С его текстом необходимо ознакомить заказчика, поставщика и оператора.

Как минимум за 2 рабочих дня до даты рассмотрения спора участники должны направить в антимонопольную службу свои обоснования и возражения.

Основаниями для отказа в рассмотрении жалобы по существу могут являться:

  1. Отсутствие контактных сведений отправителя, ФИО должного лица и адрес, по которому отправляется ответ.
  2. Жалоба содержит нецензурные и оскорбительные высказывания.
  3. Текст обращения нечитабельный.
  4. Обращение содержит вопрос, на который уже неоднократно передавались разъяснения.
  5. В случае если для обращения требуется разглашение гостайны.
  6. Текст обращения написан с использованием латиницы.
  7. Жалоба была передана в электронном виде, но не подписана ЭЦП.

После того как жалоба была зарегистрирована, у антимонопольной службы будет три рабочих дня на уведомление заявителя о месте и времени ее рассмотрения.

Антимонопольная служба будет рассматривать жалобу по существу в течение 5 рабочих дней. Решение инстанции подготавливается в письменном формате в течение 3 рабочих дней после оглашения резолюции и публикуется в ЕИС.

По результатам рассмотрения жалобы контролеры могут принять решение о ее признании необоснованной, частично обоснованной или полностью обоснованной. В последних двух случаях заказчику может быть выдано предписание об устранении нарушений, с которыми контролеры столкнулись в ходе разбирательств.

Если решение ФАС заявителя не удовлетворяет, то он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3 месяцев после принятия (на основании ч. 1, 4 ст. 198 АПК). На это участникам и заказчику отводится не более 3 месяцев.

Срок подачи жалобы по эл. аукциону 44фз после протокола рассмотрения 1-х частей

См. текст в будущей редакции. 4. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

Повод для рассмотрения жалобы

Закон диктует заказчикам строгие основания отклонения заявки по 44-ФЗ (ч. 4 ст. 67 и ч. 6 ст. 69). Любое отступление от этих норм будет считаться нарушением законодательства.

Поэтому, если участник аукциона считает, что отклонение по первым частям заявок 44-ФЗ не соответствует вышеуказанным правилам, а значит, нарушает его права, то он может обжаловать действия заказчика в соответствии со ст. 105 Закона.

Аналогично можно поступить, если имеет место незаконное отклонение второй части заявки по 44-ФЗ

Только в этом случае важно успеть отправить документы в антимонопольный орган до заключения контракта с победителем тендера

Таким образом, недобросовестные действия заказчика, а именно необоснованное отклонение заявки по 44-ФЗ, будет являться поводом для рассмотрения жалобы в ФАС. Результатом процесса может стать восстановление нарушенных прав участника.

Как оформить жалобу в ФАС

Прежде чем обратиться в ФАС России, необходимо собрать максимум доказательств в обоснование своей позиции. Собранные доказательства должны подтверждать аргументы заявителя и указывать на наличие правонарушений.

Передача анонимной жалобы или жалобы без приложения документальных законодательств недопустима. Такое заявление будет отклонено без рассмотрения по существу. При подготовке документов следует соблюдать аккуратность и не торопиться. Невнимательность заявителя может сыграть на руку его оппонентам. Последние, как правило, заранее готовятся к защите собственных интересов и выстраивают свою доказательную линию.

Чтобы подать жалобу в ФАС, необходимо подготовить письменное заявление. Текст должен быть максимально подробным, а представленные в нем факты не могут противоречить друг другу. Если заявление готовит организация или индивидуальный предприниматель, то за его основу берут фирменный бланк. Под текстом должна быть не только подпись руководителя, но и печать ИП или предприятия.

При написании текста важно придерживаться хронологической последовательности событий, ссылаясь на законодательные нормы и имеющиеся доказательства. Заявитель также должен предоставить исчерпывающую информацию о собственной персоне, поскольку обращение, направленное анонимно, останется без рассмотрения

Каковы сроки рассмотрения жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Обращение, поданное в федеральную антимонопольную службу по 44-ФЗ, принимается либо отклоняется в течение двух рабочих дней с момента его поступления.

После этого заявитель и лицо, действия которого привели к составлению обращения по 44-ФЗ, получают уведомления о месте и времени проведения заседания. Также от них могут потребовать подать дополнительные документы, если проверяющие посчитают это нужным. Жалоба рассматривается максимум через 5 дней после ее принятия в присутствии сторон конфликта либо уполномоченных лиц. На заседании стороны могут приводить доводы, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента.

После заседания комиссии дается три рабочих дня, чтобы принять решение по вопросу. Далее последнее будет направлено представителям обеих сторон по электронной или обычной почте. Все решения ФАС по жалобам 44-ФЗ обжалуются только через арбитражный суд.

Общая информация о подаче жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Глава 6 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает порядок обжалования действий организатора торгов, уполномоченного органа, учреждения, специализированной организации, комиссии по проведению торгов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора ЭТП. Далее для краткости мы будем называть данный документ Законом о контрактной системе.

Практика показывает, что иногда заказчик игнорирует нормы Закона во время торгов. Тогда все их участники и лица, отвечающие за проверку общественных объединений, объединений юридических лиц, могут направить заявление в суд либо орган, занимающийся контролем проведения тендеров. Это делается для того, чтобы защититься от любых неправомочных поступков, которые мешают соблюдению прав, законных интересов потенциального исполнителя.

По закону возможна одновременная подача жалобы в контрольный орган в сфере закупок и в суд.

Порядок рассмотрения жалоб в ФАС устанавливается не только статьей 105 закона № 44-ФЗ, но и административным регламентом ФАС №727/14 от 19.11.2014 г.

Расторжение контрактов по 44-ФЗ

Расторжение по 44-ФЗ возможно на основании федерального закона является наиболее выгодным для сторон вариантом решения спорных вопросов. Регулируется это ст. 95 данного нормативного акта и возможно в трех случаях:

  • по соглашению сторон;
  • по постановлению суда;
  • в одностороннем порядке на основании ГК РФ.

Порядок действий для расторжения контакта следующий:

  1. Составляется соглашение о расторжении соответствующего контракта.
  2. Отправляется стороне договора на подпись. С момента подписания соглашения о расторжении контракт считается расторгнутым.
  3. Стороны обязаны внести сведения о расторжении договора в реестр сроком не позднее 3 дней. Сюда вносится дата расторжения договора, основание, название договора, а также дату и порядковый номер сделки.

Бюджетные организации имеют возможность производить закупки двумя способами:

  • закупки по 44-ФЗ, при условии, что на закупку выделяются деньги из бюджета;
  • закупки по 223 фз, если организация имеет положение о закупках и тратит собственные средства.

Что же касается 44-ФЗ, то любой современный тендер осуществляется по регламентируемой законом схеме:

  1. Составление планов и планов графиков закупок по 44-ФЗ с изменениями 2018.
  2. Определение начальной цены контракта по 44-ФЗ.
  3. Определение способа закупки: электронный аукцион, закупка у единственного поставщика, открытая заявка и т.д.
  4. Публикация тендера в ЭТП: составление техзадания и описания закупки.
  5. Заключение договора с выбранным поставщиком.
  6. Прием выполненных услуг, товаров, работ.
  7. Отчет по выполненным работам.

Каждый этап проведения государственной закупки имеет огромное количество особенностей и нюансов.

Последствия

Через 2 рабочих дня после принятия ходатайства антимонопольная служба должна сообщить участникам спора о том, что он прекращен. Сведения размещаются на сайте ЕИС и открыты для просмотра.

Важно знать, что ФАС может организовать внеплановую проверку даже после отзыва жалобы, если в ней шла речь о серьезном нарушении закона, например, в части:

  • размещения тендера;
  • установления требований к его участникам;
  • отказа в допуске к участию в закупке;
  • правомерности вскрытия конверта с заявками;
  • признания победителем участника, находящегося вне закона.

Официальные основания для внеплановой проверки указаны в пункте 7.1 Методических рекомендаций, приложенных к письму ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ8325.

В других случаях ФАС проводит или отказывается от внеплановой проверки по своему усмотрению.

Отозвавший жалобу заявитель не имеет права повторно обращаться в УФАС по тому же вопросу. При этом есть возможность обжаловать действия/бездействие участников торгов в суде в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

В данной сфере правила одинаковы для всех участников госзакупки — жалобы и отзывы принимают и от заказчиков, и от поставщиков. А лица, интересы которых затронуты в жалобе, имеют право на подачу возражения.

Однако специалисты советуют не доводить дело до судебной инстанции и контролирующего органа, перед этим лучше попробовать решить спор в мирном порядке. В таком случае репутация участников спора не пострадает, и бумажной волокиты будет гораздо меньше.

Решение УФАС, подписанное отсутствующим на заседании лицом, недействительно

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 22 апреля 2019 года по делу № А70-12297/2018

В следующем деле уклонившийся от подписания контракта поставщик оспорил свое включение в РНП. Причиной стало нарушение, допущенное сотрудниками территориального управления Антимонопольный службы.

Победитель закупки уклонился от подписания контракта и был включен в РНП. Однако он с таким решением не согласился и обратился в суд. Причем поводом для этого стал тот факт, что решение УФАС о включении его в Реестр было подписано лицом, которое не могло присутствовать при его вынесении. Дело в том, что в тот самый день и час, когда проходило заседание, этот человек представлял интересы своего Управления в суде. Такая информация была получена из картотеки арбитражных дел.

Управление ФАС апеллировало к тому, что в законодательстве не прописана процедура создания комиссии и рассмотрения вопроса о включении поставщика в РНП. То есть такое решение может быть принято не единогласно, и голос отсутствующего члены комиссии ничего не решал. Но суды указали, что решение, в котором фигурирует подпись отсутствующего в момент его принятия лица, не может быть признано соответствующим законодательству. Поэтому поставщик не попал в РНП, хотя суд пришел к выводу, что он действительно уклонился от подписания контракта.

Определение начальной цены контракта по 44-ФЗ

  • сопоставления рыночных цен;
  • нормативный метод, регулируемый 19 ст. 44-ФЗ, основанный на нормах затрат, согласно настоящего закона;
  • тарифный метод, применяющийся к услугам по водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, а также электроэнергетики, электросвязям и установке инженерных сетей (интернет);
  • проектно-сметная методика, применяющаяся в основном при капитальном строительстве, реконструкциях, капремонтах и других отраслях;
  • затратный метод, применяющийся в случае невозможности использования других методов.

К поставщикам по 44-ФЗ применяются антидемпинговые меры в процессе работы по закупкам. Их суть в том, что при выявлении снижения итоговой цены на закупку в 25%, победитель тендера будет обязан предоставить гарантии или подтвердить информацией из реестра госзакупок

Заказчики принимают во внимание следующие документальные подтверждения от поставщиков:

  • отсутствие штрафов и пеней по трем и более контрактам;
  • при отсутствии госконтрактов за последний год, следует предоставить информацию не менее чем за 4 договора за 2 года. Исполнение по 44-ФЗ 3 из 4 контрактов должно быть без штрафных санкций и начисления пени.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector