Закупка путем запроса предложений

Готовим заявку

Участие в запросе предложений подтверждается заявкой. Если заказчик организовал электронную процедуру, то заявка готовится и направляется электронно — вот в каком виде подаются заявки на участие в запросе предложений. Все запросы участников формируются на основании типовой формы (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Обратитесь к оператору электронной площадки за возможностью применения типового бланка (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, п. 14 дополнительных требований к операторам ЭП, ПП РФ № 656 от 08.06.2018).

Составляйте заявку в строгом соответствии с требованиями закупочной документации и извещения заказчика. Обязательно включите в запрос (ч. 9 ст. 83.1 44-ФЗ):

  1. Сведения об участнике — наименование, адрес, контакты.
  2. Информацию о предложении и условиях исполнения контракта.
  3. Документы (допускаются копии), которые затребовал заказчик в извещении.

Перечень документации различается для конкретных заказов. Вот какие документы нужно предоставить на запрос предложений со стороны поставщика:

  • регистры, подтверждающие квалификацию потенциального поставщика (если их нет, заказчик не вправе отклонять заявку);
  • соответствие поставляемых ТРУ законодательным нормативам (если такие документы идут в комплекте поставки, обжалуйте такое требование заказчика — ч. 1, 2 ст. 105 44-ФЗ);
  • бумаги, подтверждающие преимущества участника (ст. 28, 29 44-ФЗ);
  • соблюдение запретов и ограничений по национальному режиму (ст. 14 44-ФЗ);
  • лицензии или разрешение на осуществление запрашиваемой деятельности, если организация-заказчик поставила такое условие (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, п. 1 ст. 49 ГК РФ).

В составе заявки предоставляются и все необходимые декларации. Потенциальные поставщики декларируют принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства (если этого требует заказчик, ч. 3 ст. 30 44-ФЗ) и соответствие требованиям, закрепленным в п. 3-5, 7-9 ч. 1 статьи 31 Федерального закона № 44. Декларации готовятся при помощи функционала программно-аппаратных средств ЭП.

Требование заказчика о предоставлении других документов является нарушением. Потенциальный исполнитель вправе подать жалобу в суд или ФАС (ч. 10 ст. 83.1, ч. 1, 2 ст. 105 44-ФЗ).

Открытый конкурс: что это?

Открытый конкурс проводится на основании федерального закона №44 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Многие начинающие предприниматели избегают участия в подобных процедурах, так как боятся сложности подготовки конкурсных заявок. В то же время открытый конкурс создает основу для дальнейшего продвижения на современном рынке и завоевании дополнительных преимуществ, позволяющих выгодно отличиться от конкурентов.

Открытый конкурс представляет собой конкурс, при котором заказчик сообщает сведения о закупке неограниченному числу лиц. Для сообщения используется ЕИС (расшифровывается как единая информационная система). Изначально определяются требования к документации участников и существующие единые требования.

Победитель должен предложить лучшие условия для исполнения контрактного соглашения с учетом критериев, указанных в действующей конкурсной документации. Процедура регламентируется статьями 48 – 55 федерального закона №44, поэтому обязательным становится проведение запланированных мероприятий с учетом действующего законодательства.

Любой открытый конкурс предусматривает поэтапное проведение мероприятий:

  1. Предварительная подготовка к проведению мероприятия. На этом этапе заказчик должен решить провести закупку и выбрать подходящий формат мероприятия, организовать и распланировать предстоящую закупку, создать конкурсную единую комиссию и определить ее состав, разработать и утвердить положение для конкурса, привлечь специализированную организацию.
  2. На втором этапе выполняется подготовка конкурсной документации, которая приобретет юридическую силу только после утверждения.
  3. После успешной подготовки осуществляется публикация извещения о проведении конкурса. Извещение публикуется на государственном сайте, доступном по адресу www.zakupki.gov.ru. Информация дополняется установленным пакетом конкурсной документации. С 2016 года извещение одновременно происходит в Единой информационной системе. Правильная публикация позволяет успешно привлечь всех заинтересованных граждан.
  4. В последующем становится доступен прием заявок с их обязательной регистрацией. Заказчик должен принимать заявки от лиц, которые планируют стать участниками открытого конкурса. Регистрация заявки становится возможной только, если она соответствует всем существующим критериям.
  5. Все заявки должны быть официально вскрыты и зарегистрированы.
  6. Теперь становится возможным полноценное рассмотрение заявок с обязательным подведением результатов. Заказчик оценивает все предложения с учетом своих предпочтений и пожеланий. В обязательном порядке составляется протокол рассмотрения. Заказчик должен вернуть денежные средства, которые были внесены в качестве обеспечения подаваемых заявок, всем участникам. Победитель получает свои финансы только после успешного заключения контракта.
  7. Завершающий этап – подписание контрактного соглашения с выбранным победителем. На этом этапе заказчик должен внести важные сведения в договор и отправить его победителю. Перед подписанием проводится проверка внесенного обеспечения или банковской гарантии. Оформление контракта и возврат финансового обеспечения заявки становятся началом плодотворного сотрудничества.

https://youtube.com/watch?v=xaZ0-eT52rY

Отзываем заявку

Поставщик вправе отозвать поданное электронное предложение. Для этого необходимо отправить уведомление оператору электронной площадки. Срок для внесения изменений — не позже дня и времени окончания подачи запросов от участников (ч. 16 ст. 83.1 44-ФЗ). Изменению подлежат только отозванные запросы. Вот как внести изменения в заявку на участие в запросе предложений:

  1. Войти в личный кабинет — в раздел закупок.
  2. Выбрать блок «Мои заявки».
  3. Открыть необходимый документ.
  4. Нажать кнопку «Отозвать заявку».
  5. Внести все требуемые изменения, после этого подписать и отправить предложение заново.

Запрос предложений: что это?

Запрос предложений – государственное мероприятие, которое позволяет находить организации для исполнения крупных заказов на самых выгодных условий. Данная форма конкурсного отбора позволяет искать сторон для реализации крупных и значимых проектов на государственном уровне:

  • Поставщиков.
  • Подрядчиков.
  • Исполнителей.

Заказчик получает многочисленные интересные заявки. Победителем становится организация, которая сделала самое выгодное и достойное предложение.

Запроса предложений – это документ, который издается фирмой, заинтересованной в покупке товаров или заказе ее услуг, своем продвижении в определенной нише. В документе представлена действующая декларация требований к товарам или услугам.

Запрос предложений предусматривает возможность отсрочки или отмены заключенного контракта, если какая-либо сторона получила судебные санкции, произошли обстоятельства непреодолимой силы, приняты соответствующие законодательные акты.

Запрос предложений всегда проводится по определенным этапам.

  1. На начальной стадии формируется комиссия для рассмотрения заявок участников и определения победителя тендера.
  2. После формирования комиссии выполняется подготовка документации.
  3. На следующем этапе проводится прием заявок с обязательным их открытием. Заявки должны включать в себя документы о кандидатах и обязательное платежное поручение для обеспечения заявки.
  4. Перед определением победителей рассматриваются все заявки. Победитель должен полностью соответствовать существующим требованиям.
  5. Оглашение лучшей заявки в обязательном порядке проводится на официальном уровне. Речь включает в себя следующие моменты: условия контракта, стоимость заявки, преимущества предложения.
  6. После оглашения лучшей заявки другие участники могут улучшить свои предложения.
  7. Победителем становится тот участник, который соблюдает установленные кредиты и предоставил лучшее предложение.
  8. В завершении подписывается контракт на определенных условиях.

Позиция вторая

Перейдем к рассмотрению альтернативной позиции, когда запрос предложений по всем признакам был назван торгами.

В данном случае речь идет о запросе предложений на оказание услуг по уборке помещений, уборке и озеленению внутренней и прилегающей территории ООО «Газпром ВНИИГАЗ» для нужд ООО «Газпром ВНИИГАЗ» — дочернего общества ПАО «Газпром».

В решении Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2013 по делу N А40-105887/2013 (ПАО «Газпром» против Московского УФАС России) отмечено, что «в соответствии с п. 1.2.11 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром запрос предложений не является торгами (конкурсом, аукционом) в соответствии со ст. ст. 447 — 449 ГК РФ или публичным конкурсом в соответствии со ст. ст. 1057 — 1061 ГК РФ, правила его проведения регламентируются настоящим Положением, а по результатам его проведения может быть определена лучшая заявка на участие в запросе предложений, содержащая лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленная участником, наиболее полно соответствующим требованиям документации о запросе предложений, и заключен договор. Аналогичная норма содержится в п. 9.2.13 Положения с дополнением, согласно которому открытый запрос предложений не накладывает на организатора и заказчика обязательств, установленных вышеуказанными статьями ГК РФ… Исходя из условий, изложенных в Положении и документации, общество по результатам открытого запроса предложений не берет на себя обязательство принять предложение и заключить договор с лицом, предложение которого признано лучшим».

Вместе с тем данное решение Арбитражного суда г. Москвы было отменено Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 N 09АП-7225/2014, которое оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда МО от 20.01.2015 по тому же делу.

Кроме того, позиция вышеуказанных судов подтверждена Определением ВС РФ от 12.05.2015 N 305-КГ15-1682.

Отметим те доводы, которые приводили суды, отменяя решение Арбитражного суда г. Москвы.

Как уже было сказано выше, в п. 2 ст. 448 ГК РФ приведен перечень того, что должно содержать извещение о проведении торгов. При этом судом первой инстанции не учтено, что названным положениям извещение ООО «Газпром ВНИИГАЗ» за N 327/ВНИИГ/13-2.1-3841/30.04.13/ЗМЭПГОС соответствовало.

Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 N 09АП-7225/2014 «вывод суда первой инстанции о том, что договор по результатам проведенной процедуры может не заключаться, также основан на неправильном толковании ст. ст. 447 — 449 ГК РФ, поскольку договор заключается с победителем процедуры, что соответствует правовой природе торгов. В пользу данного вывода свидетельствует и то обстоятельство, что в соответствии с Положением о закупке и документацией договор подписывается в течение 20 дней, как того требуют положения ч. 5 ст. 448 ГК РФ»

Обращаем внимание, что здесь имеется в виду п. 5 ст

448 ГК РФ в старой редакции.

В Определении ВС РФ от 12.05.2015 N 305-КГ15-1682 отмечено, что «суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что рассматриваемый в рамках настоящего дела способ закупок — запрос предложений по своей правовой природе отвечает определению торгов, вне зависимости от того, какое наименование присвоено организатором данной процедуре закупок».

Таким образом, исходя из приведенного выше подхода, вне зависимости от того, какое наименование присвоено организатором процедуре закупок, если она по своей правовой природе является торгами (например, положения извещения соответствуют п. 2 ст. 448 ГК РФ или срок заключения договора соответствовал старой редакции п. 5 ст. 448 ГК РФ), то у заказчика существует обязанность по заключению договора с победителем торгов.

Учитывая такие разные подходы судов при рассмотрении дел, заказчик при опубликовании закупки тем или иным способом не должен забывать, что способ закупки может быть трактован судом как торги, которые предполагают обязанность заключения договора.

Это подтверждается и изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» в п. 4 ст. 447 ГК РФ, согласно которому торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом, то есть законодатель расширил формы для торгов, которые теперь ограничиваются не только конкурсом и аукционом. Поэтому теперь суды могут вполне нормативно считать запрос предложений торгами. Думаем, что дальнейшая судебная практика это подтвердит.

Документация поставщика: заявка и её рассмотрение

Для поставщика основным документом является заявка на участие, которая представляет собой совокупность различных документов, требующихся к предоставлению заказчику согласно правилам и предмету процедуры.

Заявка должна подаваться в установленные условиями тендера сроки и включать полный перечень требуемых документов подтверждающих квалификацию и добросовестность поставщика:

  • бумаги, подтверждающие качественные и эксплуатационные характеристики товаров и услуг;
  • справки о соблюдении экологических норм и иных условий, обозначенных организатором конкурса;
  • документы квалификационного характера, утверждающие право собственности, наличие необходимых ресурсов, лицензий и другие параметров указывающих на эффективное выполнение контракта.

Выявляем основания для проведения запроса предложений

  • если необходимо заключить контракт на поставку спортивных товаров — инвентаря, оборудования, экипировки, которые необходимы для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
  • если нужно приобрести лекарственные препараты с целью назначения пациентам по результатам прохождения врачебной комиссии;
  • если заказчику необходимо закупить услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в заграничные судебные органы или международные суды;
  • при приобретении изделий народных художественных промыслов, которые зарегистрированы в особом порядке, установленном Правительством РФ;
  • при обеспечении госзаказа жилых помещений непосредственно у физических лиц, являющихся собственниками с целью обеспечения нужд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ВАЖНО!

Этапы проведения

Запрос предложений осуществляется в несколько этапов, которые имеют установленные сроки проведения и регламент осуществления. Так, заказчикам, которые планируют запустить данную процедуру, необходимо пройти следующие шаги:

  1. Сформировать оценочную комиссию, которая будет ответственна за рассмотрение и отбор заявок участников, с вынесением окончательного вердикта и выбором победителя.
  2. Подготовить документацию и проект контракта и составить извещение для сайта ЕИС, в котором указано утверждение и размещение процедуры. Данное извещение должно быть сформировано не позднее, чем за 5 дней до публикации конкурса.
  3. Примем заявок от потенциальных участников в установленные конкурсными условиями сроками, добавление отзывов и внесение изменений, если такие требуются.
  4. Проверка заявок, рассмотрение и составление протокола проведения процедуры, формируется в виде выписки, которая также направляется в ЕИС.
  5. Оглашение наилучшей заявки, чьи условия оказалась наиболее подходящими, с указанием причин формирования результата. После этого у всех участников процедуры есть 1 день для направления скорректированных окончательных предложений.
  6. Из окончательных предложений выбирается победитель, который предложил наилучшие условия исполнения контракта.
  7. Победившей организации направляется проект контракта, с которым та должна ознакомиться в течение 7 дней. Подписание контракта происходит не позднее 20 дней с момента оглашения победителя.
  8. В том случае, если среди участников фигурировала единственная организация, заказчик обязан заключить с ней контракт, если ее заявка соответствовала предмету процедуры.

Заключаем контракт

Заказчик размещает на ЭП проект контракта, а победитель подписывает его усиленной электронной подписью и размещает подписанный экземпляр на торговой площадке. Сроки таковы:

Минимальный срок подписания — 7 дней с даты публикации итогового протокола. Контракт заключается в тот момент, когда в ЕИС публикуется соглашение, подписанное ЭЦП заказчика (ч. 7, 8, 9 ст. 83.2 44-ФЗ). В некоторых случаях оператор ЭП взимает плату с поставщика (ч. 4 ст. 24.1 44-ФЗ, п. 1 ПП РФ № 564 от 10.05.2018). Это закреплено в РП РФ № 1447-р от 12.07.2018.

  • 5 дней с момента первоначального размещения проекта контракта организацией-заказчиком;
  • 3 рабочих дня с даты публикации доработанного контракта после подписания протокола разногласий;
  • 3 рабочих дня с даты повторного размещения проекта контракта и публикации разъяснительного документа с причинами отказа от положений протокола разногласий.

Узнаем о результатах

Оператор ЭП пришлет поставщику уведомление о результатах работы закупочной комиссии организации-заказчика. Комиссия вправе отстранить потенциального исполнителя, только если (ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • предложение не соответствует требованиям извещения и закупочной документации;
  • предоставлены недостоверные сведения;
  • нарушены требования ст. 14 44-ФЗ, то есть национального режима.

Если исполнитель не направил документацию, подтверждающую его квалификацию и возможность на получение преимуществ, отстранять его нельзя (п. 4, 6 ч. 9, ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ). Причины и основания для отклонений перечислены в протоколах работы закупочной комиссии и выписки из протокола. Они публикуются в ЕИС. Если отстранение является неправомерным, поставщик вправе обжаловать действия заказчика в суде или ФАС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector